Для многих владельцев частных домов остро стоит вопрос отключения электричества. И ладно, если электроэнергии нет в теплое время года, гораздо хуже, когда свет отключают в мороз, ведь зимой темно и солнечной энергии и так не хватает. Без электричества замерзает скважина, перестает работать газовый котел, становится скучно и грустно. Не будем грустить, а начнем отвечать как получить бюджетное автономное электроснабжение, которое нам так необходимо.

Сразу отметим, что солнечные батареи, ветрогенераторы и прочая «зеленая энергия» хороша только в теории. На практике она остается слишком дорогой и слишком не применимой в условиях суровой и снежной зимы.

Во-первых, система солнечных панелей стоят далеко не бюджетно, а во-вторых, из-за налипания на них снега, вам придется долго и нудно очищать их. Ну а про систему ветрогенератора и говорить не стоит. Окупаются такие установки не год, а десятки лет.

Как обеспечить себя бюджетным альтернативным источником электричества?

Есть два пути:

  1. Покупка бензинового или дизельного генератора.
  2. Резервное энергообеспечение на аккумуляторах.

Бензиновые и дизельные генераторы удобны, имеют больший запас мощности перед аккумуляторной батареей, но в то же время кроме достоинств, обладают и существенными минусами.
Например, для большинства современных электроприборов необходима чистая синусоида и частотность в диапазоне 50-52 Гц.

Что это значит?
Чистая синусоида имеет гладкую волну, похожую на сигнал электросети, и считается более эффективной. Она обеспечивает стабильное и надежное питание для чувствительного оборудования.

Модифицированная синусоида создает более «квадратный» сигнал, который может быть менее совместимым с некоторыми устройствами, особенно с более чувствительными.

модифицированная и чистая синусоида


К числу чутких к качеству энергии можно отнести газовые котлы, холодильники, бесперебойники и многие другие источники. Поэтому не факт, что имея генератор, вы сможете пользоваться этими приборами, они могут просто не включиться или же некорректно работать. Конечно, можно купить асинхронную модель, который будет выправлять модифицированную синусоиду в чистую, но такие аппараты стоят ощутимо дороже.


К тому же стоит отметить, что устройство работает не бесшумно и при этом выделяет достаточно много выхлопных газов. Вряд ли вы захотите, чтобы он стоял у вас на кухне, а значит, для него нужно будет строить пристройку и каким-то образом системно тянуть провода в дом.
Но даже при этих минусах он является чуть ли не самым оптимальным решением для аварийного энергообеспечения.

Важно!

Выбирая себе бензогенератор, посчитайте какой запас мощности вам необходим. Просто сложите сколько ватт потребляют самые необходимые приборы в доме, и купите с учетом этой мощности плюс 20%.


Еще один важный момент, который не стоит забывать – это пиковая нагрузка.
Небольшой пример: объем потребляемой энергии насоса для скважины 750 вт в час, но в момент запуска на долю секунды его нагрузка может достигать 1,2 кВт. Не поленитесь посмотреть в технической документации пиковую нагрузку подключаемых приборов и выбирайте бензогенератор с учетом и этого параметра.

Совет: не стоит стараться обеспечить энергией каждый прибор в доме. На самом деле, список таких устройств во всех домах примерно одинаковый – это газовый котел, насос для скважины, гидробак, греющий кабель, чтобы вода не замерзла, холодильник, один источник света и резервная розетка для телевизора/телефона/компьютера.

Аварийное электрообеспечение от аккумуляторов.

Второй вид альтернативной энергии — синусоидный инвертор + аккумуляторная батарея.
Да, этот вариант сильно проигрывает бензогенератору и даже не идет с ним в сравнение по эксплуатационным характеристикам или солнечной энергией. По сути, таким способом мы просто будем поддерживать работу системы газового котла и делать так, чтобы не замерзла скважина, но такая установка зато не занимает пространство и недорога. Не это ли самое главное?

Как выглядит аварийное электрообеспечение от аккумуляторов?

схема подключения аккумулятора к инвертору

Для него нам понадобятся всего три составляющие: аккумулятор, провода для «прикуривания авто», синусоидный инвертор, зарядное устройство для аккумуляторов и автомат ввода резерва (АВР).
Пойдем по порядку.

И начнем мы с аккумулятора.
Существуют два вида аккумуляторных батарей: стартовые и тяговые.

Из названия понятно, что стартовые нужны для того, чтобы завести автомобиль, и дают пусковой ток от 200 до 1000 ампер.

автомобильный аккумулятор


Тяговые аккумуляторы используются в лодках, погрузчиках и прочих электрокарах.
Ключевые отличия тяговых от стартовых аккумуляторов в том, что они практически не боятся полного разряда и имеют большой запас энергии, но, увы, стоят они в 3-4 раза дороже обычных. Самыми лучшими считаются аккумуляторные батареи новой системы AGM и GEL, но их цена отличается от обычных уже в 5-6 раз.

гелевый аккумулятор

Лучшим решением для себя мы выделили подключение обычными стартовыми аккумуляторами последовательно. Ниже представлена система подключения.

последовательное подключение аккумуляторов

Синусоидный инвертор

Второй важный пункт, хотя здесь все пункты важные, – это синусоидный инвертор.
Не будем долго рассказывать о нем. Отметим только, что важно, чтобы инвертор имел чистую синусоиду!

На самом деле, из недорогих можно выделить только два. Можете найти их на AliExpress. Они не имеют названия, но выглядят так (или воспользуйтесь ссылкой).

Совет:

Покупая инвертор на AliExpress, нужно учитывать, что у китайцев очень странное отношение к мощности, и если они пишут 4000вт, то это число можно смело делить на два. Поэтому покупайте как можно более мощный. Но кто мы такие, чтобы ругать их систему математических вычислений, так как синусоидные инверторы в других местах стоят неприлично дорого.

Зарядное устройство


По поводу зарядного устройства сказать нечего. Ссылка на тот, которым пользуемся сами.

Провода для прикуривания.
Что касается проводов, то не стоит ими пренебрегать, лучше купить хорошие толстые провода с «приличными» крокодилами, а еще лучше сделать самому. В противном случае провода будут греться и есть неиллюзорный шанс, что они прогорят.

Совет:

Лучше использовать провода сечения 35мм и выше, а крокодильчики взять от сварочного аппарата. Провода как правило главный истчоник проблем.

АВР (автомат ввода резерва)

В нашем случае АВР нужен для удобства, а если точнее, для того, чтобы в момент, когда в щитке пропадет энергия, мы, благодаря АВР, автоматически переключились на аккумуляторы.


С одной стороны от вводного автомата питание идет на АВР, с другой стороны к АВР подходят провода от инвертора, ну а от инвертора с помощью крокодилов идет подключение к аккумулятору.
Повторимся, АВР не обязателен в данной системе, и подключение его, так же, как и выбор оптимального, – это уже задача под звездочкой, которая постижима электрикам, но если вам такое интересно, то картинка для поиска ниже, а это прямая ссылка на магазин с самым недорогим АВР, который мы только нашли.

Да, этот вариант аварийного энергообеспечения далеко не идеален, но здесь ключевое слово «аварийность», поэтому мы надеемся, что кому-то сможем помочь пережить все невзгоды жизни в эпоху каменного века без серьезных материальных потерь.